Онлайн-покупки товаров или услуг могут быть обманными. От мошенничества не застрахован никто. Встречается двойное списание средств со счёта или товар не доставлен, либо является подделкой и т.д. В этой статье мы рассмотрим все возможные случаи обманов. И расскажем, что такое чарджбэк и каким образом вернуть свои средства в случае обмана.
Универсальный инструмент чарджбэк
Некоторые продавцы интернет-магазинов, автосервиса, отельных услуг, авиа- и ж\д компаний, банков и др. организаций могут оказаться недобросовестными. Конечно, терять свои деньги очень неприятно. Однако есть процедура, позволяющая вернуть средства, утерянные обманным путём.
Чарджбек довольно широко применяется в зарубежных странах. К сожалению, у нас в Украине эта услуга мало практикуема. Многие украинские потребители банковских продуктов вообще не знают своих прав.
А ведь перечень оснований для инициирования процедуры чарджбек официально закреплен в правилах платежных систем. У них есть свои внутренние гайды, предусматривающие инициацию процедуры чарджбэк.
Осуществить возвратный платёж средств посредством чарджбек вполне реально. Эта услуга позволяет отменить совершённую транзакцию через МастерКард (MasterCard), Виза (Visa), ПейПал (PayPal). То есть обманутый клиент в праве вернуть свои деньги, если мошенничество произошло в следующих ситуациях:
Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите
Есть условие, вводят лимит на 30 дней: что будет с тарифом на свет с 1 декабря
Доллары с "заначки" могут разочаровать: начали действовать новые правила обмена валюты
Пенсионеры тоже получат свою "тысячу" на карту: кому адресована надбавка
- От банка или финансовой организации.
- От авиа-, ж\д компаний.
- От онлайн-магазина.
- От финансовых пирамид.
- От форекс-брокеров.
- От отеля, в котором осуществлялась бронь номера или услуги.
- От фирмы, занимающейся сервисом аренды автомобиля.
- От других опционов, оказывающих услугу, за которую клиент рассчитался картой через вышеупомянутые платёжные системы.
Главное условие при этом, если услуга или товар оплачивались на счет банка юрлица с карты потребителя. Таким образом, чарджбэк является фактическим спасением от аферистов в сетях. Узнайте, как вернуть свои деньги, которые уже поступили на карточку мошенника.
Участники процесса чарджбэк
Для того, чтобы вернуть свои деньги, плательщику, который потерпел фиаско, необходимы будут доказательства. Это может быть переписка с тем, кто обманул заявителя. Для рассмотрения конфликта подойдёт переписка в соцсетях, мессенждерах или по почте.
Для возврата средств подойдет также договор, который, возможно, был заключён, и скриншоты. Участниками опции чарджбэк являются 5 сторон:
- Владелец карты, перечислявший средства обманщику.
- Банк, в котором открыта карта обманутого (ПриватБанк, Сбербанк, Альфа-Банк и т.д.)
- Наличие платежных систем МастерКард или Виза.
- Финучреждение, в котором был открыт счёт юрлица-обманщика.
- Непосредственно само юрлицо: авиа- или ж\д компания, интернет-магазин, отель или другая организация, ставшая поставщиком мошеннических услуг или товаров.
Бывает, что даже в качестве предоплаты можно перечислить мошеннику приличную сумму денег, а затем «остаться с носом». Для того, чтобы на вашу карту вернулись деньги, нужно сделать определённые шаги.
Для опротестования осуществлённой транзакции, стоит воспользоваться чарджбэком. Система будет работать при определённых условиях. Давайте об этом более подробно и поговорим.
Условия для возврата денег
Чарджбэк предусматривает подготовку определённого заявления относительно описания сложившейся ситуации. Процедура по возврату денег будет позитивной, если ваш платёж осуществлялся посредством ввода номера карты, кода CVC/CVV. Но только не посредством чипа или магнитной полосы.
Условиями для оформления специализированного чарджбэк-сервиса являются следующие пункты:
- Полученный продукт оказался подделкой.
- Списанная с карты сумма превышает заявленную стоимость услуги или товара.
- Если товар вообще не был доставлен (иногда такая ситуация случается и с заказом товаров на известной глобальной виртуальной торговой площадке Алиэкспресс).
- Полученный продукт не соответствует тому, что было указано на веб-ресурсе.
- Списание денег с карты за товар или услугу, которые заявитель не приобретал.
Если вы не согласны с осуществлённой сделкой, используйте чарджбэк. Схема возврата денег может показаться на первый взгляд довольно простой. Однако и здесь обманутого покупателя могут ожидать определённые нюансы.
Подводные камни системы чарджбэк
Для того, чтобы чарджбэк начал действовать, потребителю необходимо:
- Заполнить бланк заявления. Потребитель может обратиться в банк-эмитент или на специализированный чарджбэк-ресурс. Вам могут предоставить шаблон, чтобы оформить спецбланк или разрешат составить заявление в произвольной форме – зависит от банка-эмитента.
- Предоставить доказательства относительно мошеннических действий в форме скринов переписки в мессенджерах или по электронной почте, аудиозаписи разговоров по телефону, договор и т.д. Естественно, чем больше заявитель предоставит доказательств, тем больше шансов выиграть процесс.
- Рассмотрение вопроса сотрудниками финучреждения. Направление запроса на адрес платежной системы.
- Блокировка указанной суммы на счету юрлица-афериста.
- Если исход прцесса - положительный, обманутому потребителю вернут деньги на счёт в течение месяца-двух. В крайнем случае - четырёх. Если нет, - заявленную сумму разблокируют. А заявитель получит отказ в чарджбэк.
Главное при подаче заявления – проследить, чтобы его приняли и зарегистрировали. Обращению должны присвоить определённый номер. А также предоставить контакты подразделения, где заявитель сможет узнать актуальную информацию относительно статуса запроса.
Порой не обойдётся и без подводных камней. Отказ в чарджбэк возможен, если:
- Заявление: некорректность представленного документа (к примеру, использование никнейма при регистрации).
- Аргументы: у другой стороны доказательства более весомые, чем у пострадавшего.
- Сроки: оплата была осуществлена более, чем 540 дней назад.
- Форма: оплата осуществлялась наличными.
- Тип перевода: посредством магнитной полосы или чипа.
Нельзя сказать, что украинские банки берутся за такие дела с энтузиазмом. На форумах в сети интернет можно найти нерадивые отзывы клиентов относительно того, что банк шлёт стандартные ответы или вообще не отвечает на обращения пострадавшего лица.
Авиакомпания не возвращает деньги
Бывает, что заявление принимается. Однако положительного результата в конечном итоге нет. Например, добиться возвращения средств от авиакомпаний (Украина) достаточно сложно.
Претензии пострадавшего довольно часто игнорируют. Клиентам отказывают в возврате денежных средств, а причину не указывают. Своим горьким опытом пострадавшие делятся на форумах в сети интернет.
Найти выход и вернуть свои деньги не так-то просто. Однако возможно. И в случае, если вам не вернули заявленную сумму, стоит направить несколько жалоб в различные инстанции (об этом речь пойдёт в следующей главе). Тогда есть вариант получить ответ с указанием нарушений авиакомпании. И обязательно подать заявление в свой банк на оспаривание транзакции.
Пострадавшее лицо вправе отправлять письма в электронном виде. Вот только жалоба должна быть отсканирована и подписана собственноручно. В претензии рационально ссылаться на «Авиационные правила Украины».
Есть «Правила воздушных перевозок и обслуживания пассажиров и багажа», где речь идёт и о «принудительном возврате средств за отмененный рейс». В случае отказа авиакомпании, его можно также отправить как доказательство.
Ответом должно послужить зафиксированное нарушение, с которым стоит идти в свой банк подавать на чарджбэк. После этого и банк, и авиаслужба должны будут поработать над возвращением ваших денег.
Услуга чарджбэк – бесплатная не только в случаях выяснения споров с авиакомпанией, но и с другими организациями. Банк-эмитент обязан рассмотреть заявление по спорной транзакции и дать ответ в установленные сроки.
Повторное обращение, если результат отрицательный
Чарджбэк - это действенный способ попробовать вернуть свои деньги. Но только, если вы стали жертвой чьей-то недобросовестности, откровенного обмана или банальной техошибки со стороны банка, платёжной системы или интернет-магазина.
Как видите, процесс возвращения денег не такой уж простой. Он трудоёмкий, потому что наши банки не слишком охотно включаются в этот процесс. Но если вы хотите получить нужный результат, не останавливайтесь и приложите определённые усилия.
Расходы, которые связаны с возвратом средств по системе чарджбэк, несёт тот, кто оказывал услугу или продавал товар. С его счета списывается сумма транзакции для возврата. И также штраф. Кстати, штраф можно получить и за ложное обращение.
Способами воздействия на банк для решения вопроса в пользу заявителя являются:
- Написание досудебной претензии на имя председателя правления финансового учреждения.
- Подача жалобы в Национальный банк Украины.
- Подача жалобы в Государственную потребинспекцию. Есть утверждённая форма акта проверок в сфере защиты прав потребителей.
- Обращение с жалобой в платежную систему заявителя о не соблюдении их правил.
- Обращение в региональные СМИ, в том числе и в сети интернет для придачи вопросу общественного характера.
- Подача судебного иска на банк.
Процедура чарджбэк не закреплена законом. Это - своеобразное правило платежных систем, с которыми банк соглашается. В случае принятия решения не в пользу заявителя, его можно обжаловать. В последние годы встречается судебная практика по рассмотрению правомерности применения процедуры чарджбэк.
Максимальный срок для опротестования транзакций - 120 дней от даты получения услуги/продукта. То есть практически в течение 4-х месяцев вопрос должен быть рассмотрен. Банк-эмитент должен передать данные соответствующей платежной системе, которая начинает рассмотрение претензии.
В случае тишины сроком более 60 дней от банка-эмитента нужно требовать, чтобы финучреждение предоставило информацию относительно результатов рассмотрения обращения. Арбитражный срок (повторное обращение) рассмотрения заявления составляет до 90 дней.
Фото