Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Он проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель - сформировать рефлекс страха на звук сигнала. У русского ученого животные по звонку получали мясо, а у американского — удар током. Чтобы собаки не убежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи. Об исследовании рассказал блогер Андрей Владимирович в Фейсбуке.

Читайте Знай в Google News!

Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

собака, фото Pxhere

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильное чувство беспомощности. Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Они доказали, что у человека атрофируется воля и желание вообще что-то делать, если он систематически:

Популярные статьи сейчас

Мобилизацию в Украине усилят: ТЦК заставят работать эффективнее

Всех мужчин заставят установить "Резерв+": какие изменения ожидают мобилизацию

Требуется полная замена: Vodafone напомнил важное правило для 4G

Подачу газа временно прекратят: газовики предупреждают украинцев о ремонтных работах до конца ноября

Показать еще
  • терпит поражение, несмотря на все усилия;
  • переживает тяжелые ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
  • оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию.

В результате приходит апатия, а за ней — депрессия, человек сдается. Теорию об изученной беспомощности подтверждает жизнь. Для этого необязательно сидеть на поводке и получать удары током. Опыт переживания изученной беспомощности у каждого свой, например:

  • неудачные попытки устроиться на работу: отказ за отказом без объяснения причин,
  • человек, который встречает вечером с дорогими подарками или с агрессией без видимого повода, по настроению. (Рядом - почти такая же история о жене),
  • начальник-самодур, который ежемесячно раздает штрафы по каким-то новым и нелогичным критериям.

Депрессия

Со стороны кажется, что выход есть, но не все так просто. Как противостоять хаосу и что делать, если изученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки, и не поддаваться апатии? Ученые дают следующие советы:

Средство 1: Делайте что-нибудь. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ. Делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и выполнять его. Следует помнить: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий.

Средство 2: Прочь от беспомощности - маленькими шажками. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, возможность влиять на происходящее. Важно находить отдельные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее. Нет слишком маленьких целей - все важны. Известно, что где внимание - там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.

Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижения. Ведите список и перечитывайте его. Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах.

Средство 3: Другой Взгляд. Селигман пришел к выводу, что склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Селигман предложил схему рефрейминга: переосмысление опыта и перестройку восприятия, которая называется "Схема ABCDE".

Осенняя депрессия

A-Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистические мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения рефрейминга будет более безопасным.

B-Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о событии.

C-Consequence, последствия. Как вы себя ведете в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?

D-Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые ставят под сомнение и опровергают ваши негативные убеждения.

E-Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызывали новые аргументы и более оптимистичные мысли?

Способ справиться: попробуйте опровергнуть пессимистические убеждения письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней. С течением времени и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения. Энергия, которая раньше обслуживала пессимистические убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни.

Стоит обратиться за профессиональной помощью, если:

  • вы испытываете тяжелые переживания и по шкале от 1 до 10 оцениваете их на 7 или выше;
  • вы находитесь в депрессивном состоянии, все падает с рук;
  • вы начали самостоятельную работу, но в процессе чувствуете себя хуже;
  • ощущение беспомощности усиливается, а негативные представления о себе укрепляются.

Обязательно подпишись на наш канал в Viber, чтобы не пропустить самое интересное

Напомним, если у ребенка плохой аппетит - доктор Комаровский дал десять рецептов помощи

Как сообщал портал "Знай.uа", Комаровский рассказал все об анемии: чем поднимать низкий гемоглобин

Также "Знай.uа" писал, что доктор Комаровский назвал 11 способов приучить ребенка к физической активности