Украинский экономист Роман Шеремета, профессор экономики университета Кейс Вестерн Резерв, рассказал о своем эксперименте, в котором он показывает, что люди склонны покупать вещи лишь для того, чтобы показать свой статус и вовыситься за счет других.
Читайте Знай в Google News!
Феномен, исследующий Шеремета, уже давно известен в социальных науках. Торстейн Веблен сформировал теорию так называемого демонстративного потребления еще на грани XIX и XX веков. Однако украинский ученый как специалист по экспериментальной экономике смог предоставить еще одно доказательство в пользу этого мнения.
"Мы пригласили студентов в аудиторию и дали им тест на IQ. Каждый раз было 12 человек в группе. Они сдавали тест, мы их проранжировали от первого до двенадцатого в зависимости от того, кто лучше сдал тест. После этого мы дали им деньги в качестве вознаграждения: тот, кто занял первое место — получил больше всего денег; человек на 12-м месте — получил меньше всего денег. После этого мы дали им возможность купить шоколад и сказали, что они могут использовать только те деньги, которые заработали во время эксперимента. Одной группе мы сказали, что то, что вы купите шоколад — это будет ваше частное дело, мы не будем ничего объявлять, это будет анонимно. Второй группе мы сказали: "Когда выберете, сколько шоколада вы хотите купить, пожалуйста, подойдите к доске, напишите ваше имя и сколько шоколада вы хотите купить".
Получается, какая разница между этими двумя сценариями? В первом ваши покупки анонимны. Во втором другие люди могут видеть, что вы делаете. Так вот, когда у нас покупали шоколад с надписью на доске, люди приобрели в три раза больше шоколада, в частности мужчины — в семь раз больше", — рассказывает Шеремета о результатах эксперимента.
Ощадбанк отменил ограничения для владельцев карт: что станет бесплатным
Украинцам приготовили новые выплаты: кто будет получать 4500 грн ежемесячно
Кто не выполнит требования ПФУ – останется без пенсии: кому приостановят выплаты
Украинцам выплатят по 4 500 гривен: кому посчастливится получить помощь
"Итак, когда моя покупка что-то демонстрирует другим, — в этом случае она демонстрирует, что я умнее, начинается искажение рынка. Потому что только люди, которые имели высший IQ, имели больше денег и возможность купить больше шоколада. Хотя на самом деле мне нужно гораздо меньше шоколада. Но, чтобы показать, что я крутой чувак, я покупаю много. И такие тенденции прослеживаются и в других покупках-скажем, и iPhone, и той одежды, которую мы носим и тому подобное", — делится украинский ученый своими выводами.
Таким образом, когда вы приходите в магазин или планируете покупки дома - стоит помнить, что ваша мотивация может быть вызвана именно демонстративным потреблением, и благодаря такой перспективе, есть возможность избежать лишних затрат.
Стоит отметить, что в своем сообщении на Фейсбуке Шеремета несколько упростил процедуру своего эксперимента. Если исходить лишь из его публикации в соцсетях, то может показаться, что исследователь недостаточно внимания уделил определению зависимых и независимых переменных, а также допустил ряд других методологических ошибок. Однако такое впечатление не совсем верно: результаты эксперимента были представлены в 2017 году в публикации в рецензируемом научном журнале Experimental Economics, где детали излагаются более в полной мере.
Обязательно подпишись на наш канал в Viber чтобы не пропустить самое интересное
Напомним, "Теплые" кредиты: как украинцам экономить на отоплении.
Как сообщал портал Знай.иа, Литература в интернете и видеоуроки: эти семь способов сэкономят студентам деньги и время.
Также Знай.иа писал, Топ-5 продуктов, на которых не стоит экономить.