Структура пенсионной системы
Пенсионная система Украины, которая работает сегодня, основана на солидарности поколений, когда нынешнее поколение работников финансирует пенсии граждан, уже завершивших свою карьеру. Это означает, что взносы в пенсионный фонд Украины полностью используются для выплаты нынешним пенсионерам. Таким образом, в условиях старения населения меняется соотношение трудоспособных и пенсионеров. В результате общие удержания в пенсионном фонде Украины становятся недостаточными для поддержания надлежащего уровня пенсий.
Такая пенсионная система не удовлетворяет потребности в долгосрочных ресурсах как финансовых учреждений, так и экономики Украины в целом. Рассчитать свою будущую пенсию даже обычному финансисту или бухгалтеру не представляется возможным. С принятием Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении» была начата пенсионная реформа. Суть в том, чтобы перейти на трёхуровневую пенсионную систему, которая практически является международным стандартом и показывает эффективность во многих развитых странах мира:
1-й уровень: Объединенная (солидарная) система общеобязательного государственного пенсионного страхования
При этой системе все расходы, которые переводятся предприятиями и застрахованными лицами в Пенсионный фонд Украины, немедленно выплачиваются действующим пенсионерам. По сравнению со вторым и третьим уровнем, объединенная система имеет ряд недостатков:
- Отсутствие индивидуальных пенсионных счетов. Персонификация включает только учет взносов работника и работодателя в пенсионный фонд, но не позволяет пенсионеру претендовать на пенсию в размере, адекватном размеру его пенсионных взносов.
- Отсутствие выбора индивидуальных схем пенсионных отчислений. Единственная схема пенсионных взносов и получения пенсионных пособий утверждена законодательством и не может быть изменена.
- Неэффективное использование полученных пенсионных взносов Государственным пенсионным фондом. Средства не вкладываются в прибыльные финансовые инструменты, так как проблема общего старения населения вынуждает к немедленному перенаправлению средств на текущие выплаты нынешним пенсионерам.
- Отсутствие наследования пенсионных накоплений. В случае смерти плательщика перечисленные ему платежи по проекту всей трудовой деятельности будут перераспределены в пользу отчислений нынешним пенсионерам.
- Ненадежность государственной пенсии от инфляции и девальвации украинской валюты по отношению к основным мировым валютам.
2-й уровень: Накопительная система обязательного государственного пенсионного страхования
Суть этой системы заключается в том, что определенный процент взносов в Пенсионный фонд Украины (базовая ставка 7% от заработной платы работника) будет направляться в Государственный накопительный пенсионный фонд Украины. В отличие от системы солидарности, взносы в фонд будут персонифицированы и будут зачисляться на индивидуальные пенсионные счета граждан.
Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите
Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен
Штрафы за дрова: украинцам подсказали, как избежать наказания за древесину в своем дворе
Плюс 2361 грн на карту ежемесячно: кто из пенсионеров в 2025 году получит солидный бонус
Средства Накопительного фонда будут вкладываться в экономику Украины с целью их защиты от инфляции и получения инвестиционного дохода. Предполагалось, что система накопления будет внедрена в 2012 году.
3-й уровень: Негосударственная пенсионная система
Суть системы заключается в создании дополнительных пенсионных накоплений за счет добровольных взносов физических лиц и работодателей. Основу негосударственной пенсионной системы составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ) – юридические лица, созданные в соответствии с Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении», которые имеют статус некоммерческих организаций (некоммерческих организаций), действуют и осуществляют деятельность исключительно по накоплению пенсионных взносов в пользу участников пенсионного фонда.
Участники НПФ – это лица, в пользу которых выплачиваются пенсионные взносы в этот НПФ, а инвесторы – те, кто делают такие взносы (сами участники, их работодатели, профессиональные ассоциации или члены семьи).
Пенсионные накопления участников НПФ формируются за счет пенсионных взносов, выплачиваемых участником, его работодателем или членами семьи, а также инвестиционным доходом, полученным от вложения средств. Все средства, которые зарегистрированы на индивидуальных пенсионных счетах участников (пенсионные взносы и инвестиционные доходы), являются собственностью участников НПФ независимо от того, кто оплатил взносы – участник, его работодатель или родственники. Поэтому никто, кроме участника, не может распоряжаться этими средствами.
Таким образом, система частных (негосударственных) пенсий основана и действует на принципах, отличных от государственной пенсионной системы, что дает ей ряд существенных преимуществ:
- Ваше участие в частной пенсионной системе является добровольным.
- Негосударственная пенсия не лишает вас права на государственную пенсию и не зависит от трудового стажа и заработной платы.
- Выплаченные пенсионные накопления и полученные инвестиционные доходы регистрируются на индивидуальных пенсионных счетах участников, что обеспечивает их право (или право их наследников) на получение накопленных сумм в полном размере.
- Участник имеет право выбрать размер и периодичность пенсионных взносов и выплат. Размер негосударственной пенсии не ограничен законодательством.
- Участник имеет право установить пенсионный возраст (он может быть меньше установленного государственного пенсионного возраста до 10 лет, то есть: для мужчин - не менее 50 лет и для женщин - не менее 45 лет).
- Пенсионные фонды могут быть унаследованы лицом (лицами), которое является наследником владельца таких средств, и выплачиваются только один раз в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего заявления и необходимых документов. В целях увеличения инвестиционного дохода и размера пенсионных выплат пенсионные фонды вкладываются в прибыльные финансовые инструменты.
- В целях увеличения инвестиционного дохода и размера пенсионных выплат пенсионные фонды вкладываются в прибыльные финансовые инструменты.
- Пенсионные взносы не облагаются налогом на доходы физических лиц, сумма уплаченных пенсионных взносов может быть включена в налоговый кредит.
- Участники НПФ имеют право на получение информации о своих пенсионных счетах, предоставленных на протяжении действия пенсионного договора.
- Участник НПФ имеет право перевести пенсионную накопительную часть в другой НПФ, страховую компанию или банковский пенсионный накопительный счет.
- Участник НПФ может приостановить внесение пенсионных взносов или расторгнуть пенсионный договор, при этом уже накопленные пенсионные фонды останутся его собственностью и будут выплачены в случае достижения пенсионного возраста.
- Участник НПФ имеет право на получение разовой пенсионной выплаты в случае критического состояния здоровья, инвалидности или отъезда на постоянное место жительства за пределы Украины.
- Участие в НПФ предусматривает пенсионное обеспечение в Украине для лиц, которые работают за рубежом.
- Действующее законодательство Украины установило систему строгого многоуровневого перекрестного контроля деятельности НПФ.
Особенности развития негосударственного пенсионного обеспечения в Украине
Негосударственное пенсионное обеспечение формирует третий уровень национальной пенсионной системы и представляет собой накопительные пенсионные программы на добровольных началах. Так как солидарная пенсионная система не удовлетворяет полностью потребности граждан пенсионного возраста, негосударственное пенсионное обеспечение играет важную роль для роста доходов украинских пенсионеров. Однако сегодня негосударственное пенсионное обеспечение не пользуется достаточной популярностью среди населения.
Выявлено, что системе негосударственного пенсионного обеспечение не удалось привлечь большое количество участников. Большинство имеющихся участников — это работники, пенсионные планы которых финансируют их работодатели. И они обычно не обращают большого внимания на собственные пенсионные счета или результаты деятельности соответствующего негосударственного пенсионного фонда. Работодатели платят более 90% общей суммы накопленных пенсионных взносов, а остальные – наемные работники и частные предприниматели.
Имеющиеся в Украине финансовые инструменты для инвестирования жестко ограничивают возможность получения инвестиционного дохода, высшего уровня инфляции и возможность диверсификации рисков. Как следствие, негосударственные пенсионные фонды инвестируют преимущественно в двух видах финансовых инструментов: государственные ценные бумаги и банковские депозиты.
Участие финансовых институтов в системе негосударственного пенсионного обеспечения:
- Негосударственные пенсионные фонды: заключение пенсионных контрактов между администраторами пенсионных фондов и расходами таких фондов.
- Страховые организации: заключение договоров страхования пожизненной пенсии, страхование рынка ссылки инвалидности или смерти участника фонда.
- Банки: Заключение договоров об открытии пенсионных депозитных счетов для накопления пенсионных сбережений в пределах суммы, определенной для возмещения вкладов Фондом гарантирования вкладов физических лиц.
Определено, что важным направлением развития негосударственного пенсионного обеспечение является содействие привлечению в данную сферу большего количества страховых компаний и банковских учреждений. Необходимо создать благоприятные законодательные и налоговые условия для их сотрудничества в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Источники: westinvestgroup.com.ua, afj.org.ua